"История гончарного дела в Нижних Таволгах"

Гончарным промыслом в Невьянском крае занимались издавна, ибо превосходных глин для этого в долине реки Нейва предостаточно.


В 18-ом веке добывались глины, главным образом, для металлургических печей и для строительства. А вот в 19-ом веке, по мере упадка металлургических заводов, возрастала роль таких промыслов как гончарное дело.


Земли и климат Нейвии не слишком щедры к землепашцу и сельским жителям приходилось искать другие источники доходов. Не удивительно, что богатые месторождения глин вызвали к жизни знаменитую ныне таволожскую керамику.


А гончарное дело существует в Таволгах больше 150 лет, вопреки опустошениям войн, соблазнам "золотой лихорадки", давлению "индустриализации" и т. д...


На рубеже 19-го и 20-го веков гончарным делом промышляли десятки семей в Верхних и в Нижних Таволгах. И продукция таволожских мастеров шла в Пермь, в Екатеринбург и на Ирбитскую ярмарку. Не говоря уже о Невьянском и Тагильском заводах и окрестных селениях.


Даже после упадка, вызванного Мировой войной и гражданской войной на Урале. Во время НЭПа - 1920-ые - в окрестностях Невьянска действовало более 50-ти небольших гончарных мастерских. Многие из них - в Нижних Таволгах.


Дефицит потребительских товаров и "Новая экономическая политика" с одной стороны, раззорение дореволюционных предприятий и безработица с другой стороны вызвали мощный подъём кустарных гончарных промыслов.


В конце 1920-ых многие кустари были объединены в большую кооперативную артель "Гончар".


В 30-ых годах наступает очень тяжёлый период для сельских гончаров. "Большой рывок" первых пятилеток по последствиям для гончарного дела в Таволгах оказался сопоставим с войной. Не удивительно, что в начале тридцатых годов распалась и артель "Гончар".


Однако её организатор А. Е. Заворохин на этом не успокоился. Его не покидала идея создать производство художественных изделий. Долгие годы он экспериментировал с местными белыми глинами.


Продолжали работать "на дому" и другие таволожские гончары. И спрос на их продукцию в тяжелейшие 1940-ые был.


Уже после войны, в начале 50-х годов, Заворохин связался с Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности, где и получил для освоения первые образцы художественных изделий.


Но и в самих Нижних Таволгах мастера А. И. Кузнецов и А. А. Костоусов создавали свои расписные кувшины, бочата и чашки.


В 1955 году по замыслу Заворохина к керамическому цеху, который выпускал в основном бытовую керамическую плитку и ролики, был сделан пристрой для производства художественных изделий.


После смерти А. Е. Заворохина дело продолжил его сын – Т. А. Заворохин. Он укрепил связи с Москвой и продолжал разрабатывать технологию художественных изделий.


Например, был сложен экспериментальный горн, на котором впервые получили образцы керамических изделий с восстановительной глазурью. Уже эти первые изделия металлического или перламутрового оттенка отличались своеобразной красотой.


В Нижних Таволгах была создана творческая группа мастеров художественной керамики: Я. А. Жданов, Л. Л. Грошева, Н. А. Кузнецов, Е. А. Чебакова.


Была воссоздана и большая артель ремесленников-керамистов.


Уже в 1958 году изделия артели "Керамик" участвовали на международной Брюссельской выставке.


А в октябре 1960 года артель "Керамик" была преобразована в Невьянский завод художественной керамики.


Ни пожар, уничтоживший однажды все производственные помещения, ни систематические ошибки планирующих и надзирающих организаций не сумели помешать заводу проработать до окончания "Перестройки".


Фабричное производство керамики почти вытеснило гончарный промысел в Нижних Таволгах в 1970-80 годах.


Однако, Невьянский завод художественной керамики так и не стал прибыльным коммерческим предприятием.


Без финансовых вливаний из казны он раззорился к середине 1990-ых и был закрыт.


В 1990-ые гончарное дело в Таволгах продолжали лишь несколько местных предпринимателей. В своих маленьких домашних мастерских...


И редкость гончарных промыслов способствовала успеху новой семейной мастерской Масликовых.


Десятки тысяч человек каждый год приезжают посмотреть на работу гончара И ощутить самим, каково это - работать за гончарным кругом.


На выставках в Екатеринбурге и в Нижнем Тагиле всегда рады таволожским гончарам. Свидетельства тому - "Дипломы выставок", полученные семьёй Масликовых в последние годы...


Старинный промысел словно обретает новую жизнь в 21 столетии.


Это далеко не вся история и к тому же незавершённая...
Хотите продолжения? Тогда переходите к странице
"История гончарного дела семьи Шадриных-Масликовых"