Гончарным промыслом в Невьянском крае занимались издавна, ибо превосходных глин для этого в долине реки Нейва предостаточно. Но, если в 18-ом веке добывались глины, главным образом, для металлургических печей и для строительства. То в 19-ом веке, по мере упадка металлургических заводов, возрастала роль таких промыслов как гончарное дело.

Земли и климат Нейвии не слишком щедры к землепашцу и сельским жителям приходилось искать другие источники доходов. Не удивительно, что богатые месторождения глин вызвали к жизни знаменитую ныне таволожскую керамику. А гончарное дело существует в Таволгах больше 150 лет, вопреки опусташениям войн, соблазнам "золотой лихорадки", давлению "индустриализации" и т. д...

На рубеже 19-го и 20-го веков гончарным делом промышляли десятки семей в Верхних и в Нижних Таволгах. И продукция таволожских мастеров шла в Пермь, в Екатеринбург и на Ирбитскую ярмарку. Не говоря уже о Невьянском и Тагильском заводах и окрестных селениях.

Даже после упадка вызванного Мировой войной и гражданской войной на Урале. В начале 20-х годов 20-го века в окрестностях Невьянска действовало более 50-ти небольших гончарных фабрик. Часть из них - в Нижних Таволгах. Дефицит потребительских товаров и "Новая экономическая политика" с одной стороны, раззорение дореволюционных предприятий и безработица с другой стороны вызвали мощный подъём кустарных гончарных промыслов. Со временем из кустарей была создана большая кооперативная артель "Гончар".

С конца 20-ых годов наступает очень тяжёлый период для сельских гончаров. "Большой рывок" первых пятилеток по последствиям для гончарного дела в Таволгах оказался сопоставим с войной. Не удивительно, что в начале тридцатых годов распалась и артель "Гончар".

Однако её организатор А. Е. Заворохин на этом не успокоился. Его не покидала идея создать производство художественных изделий. Долгие годы он экспериментировал с местными белыми глинами. Продолжали работать "на дому" и другие таволожские гончары. Спрос на их продукцию в 30-40-ые ещё больше возрос.

Уже после войны, в начале 50-х годов, Заворохин связался с Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности, где и получил для освоения первые образцы художественных изделий. Но и в самих Нижних Таволгах мастера А. И. Кузнецов и А. А. Костоусов создавали свои расписные кувшины, бочата и чашки.

В 1955 году по замыслу Заворохина к керамическому цеху, который выпускал в основном бытовую керамическую плитку и ролики, был сделан пристрой для производства художественных изделий. После смерти А. Е. Заворохина дело продолжил его сын – Т. А. Заворохин. Он укрепил связи с Москвой и продолжал разрабатывать технологию художественных изделий.

Например, был сложен экспериментальный горн, на котором впервые получили образцы керамических изделий с восстановительной глазурью. Уже эти первые изделия металлического или перламутрового оттенка отличались своеобразной красотой. В Нижних Таволгах была создана творческая группа мастеров художественной керамики: Я. А. Жданов, Л. Л. Грошева, Н. А. Кузнецов, Е. А. Чебакова.

Уже в 1958 году изделия артели "Керамик" участвовали на международной Брюссельской выставке. А в октябре 1960 года артель "Керамик" была преобразована в Невьянский завод художественной керамики. Ни пожар, уничтоживший однажды все производственные помещения, ни систематические ошибки планирующих и надзирающих организаций не сумели помешать заводу проработать до окончания "Перестройки".

Гончарный промысел в Нижних Таволгах потеснило индустриальное производство керамики. Однако, Невьянский завод художественной керамики так и не стал прибыльным коммерческим предприятием. Без финансовых вливаний из казны он раззорился к середине 90-ых и был закрыт.

Последние десятилетие гончарное дело в Таволгах продолжают местные предприниматели. В своих небольших мастерских... И редкость гончарных промыслов способствовала успеху гончара из Нижних Таволог. Десятки тысяч человек каждый год приезжают посмотреть на работу гончара И ощутить самим, каково это - работать за гончарным кругом. На выставках в Екатеринбурге и в Нижнем Тагиле всегда рады таволожским гончарам. Свидетельства тому - "Дипломы выставок", полученные семьёй Масликовых в последние годы...

Старинный промысел словно обретает новую жизнь в 21 столетии.


Это далеко не вся история и к тому же незавершённая...
Хотите продолжения? Тогда переходите к странице
"История гончарного дела семьи Шадриных-Масликовых"
EOF; // Переменная титула страницы $story1 -> SetTitle($title); // Переменная её описания $story1 -> SetDescription($description); // Переменная ключевых слов $story1 -> SetKeywords($keywords); // Переменная названия страницы $story1 -> SetName($name); // Переменная содержимого остена страницы $story1 -> SetContent($content); // Операция отображения страницы $story1 -> Display(); ?>