"Семейное предприятие Масликовых"

Знакомтесь! Это история о семье Масликовых: папе, маме, сыне и дочери.
Масликов Сергей Васильевич
Масликова Светлана Валерьевна
Масликов Александр Сергеевич
Масликова Вероника Сергеевна
Место проживания - деревня Нижние Таволги, Невьянского района, Свердловской области.

Они являются хранителями и продолжателями традиции династии, в которой испокон веков от прадеда к деду, от отца к сыну поддерживалось и передавалось искусство изготовления изделий на гончарном круге и лепки из глины. Об этой династи гончаров рассказано на странице Истории гончарного дела семьи Шадриных-Масликовых. А ниже о том, чем живёт семья гончаров последние годы и ныне. Рассказывает Светлана Масликова...

Зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя и взяв ссуду в банке в 1999 году, мы вместе с мужем построили собственную мастерскую и начали производство по выпуску керамических изделий. Муж изготавливал изделия на гончарном круге, а я украшала их лепкой или замысловатыми узорами.

В 2001 году мы заключили договор с Невьянским краеведческим музеем о принятии экскурсионных групп. В мастерской знакомим экскурсантов с изготовлением изделий тремя способами: на гончарном круге, методом литья в гипсовые формы, жгуто-ленточным. Посещая мастерскую, экскурсанты знакомятся с её традиционным убранством, участвуют в мастер-классах, пробуют себя в гончарном деле. Подробнее об этом на странице "Экскурсии"...

С 2001 по 2010 год мастерскую посетило около 300 тысяч человек. Знакомство с традиционным народным промыслом пользуется популярностью и среди уральцев, и у гостей, приезжающих из ближнего и дальнего зарубежья. Гостями нашей мастерской были туристы из Китая, Франции, Германии, Индии, Украины, Белоруссии. Таким образом они напрямую соприкасаются с материальной культурой, историей, трудом и бытом русского народа... И, порой, увозят с собой частичку уральской земли, в гончарном изделии.

Фото Сергея Масликова

В 2010 году мастерская была нами существенно расширена. А с 2012 года на подворье стали проводить интерактивные программы и праздники для детей и взрослых. Однако, основное содержание работы мастерской осталось прежним.

Однако, основное содержание работы мастерской осталось прежним. Это и зрелище, и возможность своими руками сделать нечто из почти бесформенного куска глины.

А когда за экскурсантами и покупателями закрывается дверь, мастерская переходит в режим производственного предприятия.

Впрочем, только часть производства остаётся скрыта от посетителей. Часть работы делается прямо на глазах посетителей. В печах обжигаются изделия, на полках они сушатся, буквально, в шаге от экскурсантов, порой.

Фото Светланы Масликовой

Наш сын Александр Сергеевич Масликов с малых лет он проявлял огромный интерес к профессии гончара. Ещё подростком он стал первым нашим помощником в этом нелегком деле. В его обязанности было: готовить глину к работе, загружать печи изделиями для обжига. С 12 лет он научился формовать изделия на гончарном круге. И Александру ещё не было 16-ти, когда он стал самостоятельно проводить экскурсии по мастерской.

Младшая дочь Вероника с малых лет она научилась лепить из глины образы выдуманных ею сказочных персонажей. Нередко раскрашивала красками копилки, подсвечники, вазочки и другую сувенирную продукцию.

Сейчас дети редко бывают в мастерской. И лишь, иногда, помогают в проведении интерактивных программ для посетителей.


В школьной программе есть предмет "Народоведение" на уроках которого, дети изучают русские старинные обычаи, традиции и народные промыслы. Поэтому в стенах нашей мастерской проводятся тематические занятия для учащихся общеобразовательных школ. Из различных городов Свердловской области и не только.

И ежегодно, мы принимаем в мастерской выпускников детских дошкольных учреждений Невьянска и Невьянского района. Будущие школьники с неподдельным интересом наблюдают за процессом преобразования глины. На этих уроках подрастающее поколение учится любить, ценить национальную культуру своего народа, а именно чувство культуры, через века несет идею рода, истину, хранимую народной памятью. Дети приобщаются к традициям культуры своей малой и большой Родины.